Шаг за шагом определяем среднюю суточную температуру воздуха

Класс: 6

Презентация к уроку

Предмет: география.

Класс: 6 класс.

Тип урока – объяснение нового материала и закрепление первоначальных знаний.

Продолжительность: 2 урока по 45 минут.

Технологии: урок с использованием ИКТ.

Цель уроков: сформировать представление о причинах и закономерностях изменения температуры в течение суток и в течение года.

Задачи уроков:

Урок 1

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Устный опрос по вопросам:

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

Опытным путём было установлено, что воздух почти не нагревается от проходящих через него солнечных лучей. Солнечные лучи сначала нагревают поверхность суши или воды, а затем тепло от них передаётся воздуху.

Суша и вода нагреваются по–разному. Что нагревается быстрее? (Суша быстрее нагревается, но и быстрее остывает. Вода нагревается медленно, но и остывает тоже медленно).

В разное время суток температура воздуха разная. Утром всегда довольно холодно. Самая высокая температура в течение дня наблюдается после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом солнца. Почему так происходит? Колебания температуры воздуха в течение суток зависят от угла падения солнечных лучей: чем более отвесно падают лучи, тем сильнее нагревается земная поверхность, а от неё и воздух. Самый большой угол падения солнечных лучей в любой точке земного шара (и в любое время года) бывает в полдень.

(Слайд 6) На каком из рисунков угол падения солнечных лучей наибольший? (1) На каком наименьший? (3) В каком случае поверхность сильнее нагревается? (1) В каком меньше (3).

(Слайд 7) Измерения температуры воздуха проводят на метеорологических станциях несколько раз в сутки при помощи термометра, установленного специальным образом.

2. Практическое задание. (№ 3 на стр. 111) (Слайд 8)

1) В тетради (на чистой странице) проведём две линии, перпендикулярные друг другу: вертикальную – у левого края тетради, горизонтальную – по середине листа. Точку пересечения линий обозначим за 0. По вертикальной оси будем откладывать температуру воздуха (1 см – 1°С). Положительные температуры расположены выше 0, отрицательные ниже. По горизонтальной оси будем откладывать время суток, в которое были сделаны измерения (1 см – 2 часа).

2) отметим на горизонтальной оси время, в которое были произведены измерения температуры воздуха (1ч, 7ч, 13ч, 19ч)

3) от этих точек в нужном направлении (вверх, если температура положительная, или вниз, если температура отрицательная) восстановим перпендикуляры до линий пересечения с нужными значениями температур.

III. Итог урока (Анализ графика) (Слайд 8)

1) По графику можно легко определить, в какое время суток температура понижается, а в какое повышается.

2) По графику легко определить суточную амплитуду температуры. Суточная амплитуда температуры – это разница между самой высокой и самой низкой температурой воздуха в течение суток.

3) По данным таблицы поэтапно определяем среднюю суточную температуру воздуха.

IV. Домашнее задание: § 36, задание 5 стр. 111 (письменно в тетради). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.

Урок 2

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Устный опрос по вопросам.

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя.

Температура воздуха меняется не только в течение суток. Значительные изменения температуры происходят в течение года. Колебания температуры воздуха в течение года зависят от угла падения солнечных лучей на земную поверхность, а значит от географической широты, на которой расположен населённый пункт.

На земле есть районы, где температура воздуха в течение года изменяется незначительно: там всегда лето. Значит, угол падения солнечных лучей на земную поверхность в этих районах весь год остаётся большим. Где могут быть расположены эти районы? (Близко к экватору).

Читайте также:  Температура у ребенка в восемь месяцев

2. Практическое задание. (№ 3 стр. 113) (Слайд 9)

Годовая амплитуда температур – разница между средней температурой самого тёплого и самого холодного месяца в году.

III. Итог урока.

(Слайд 11) Для закрепления полученных знаний проводим самостоятельную работу на два варианта. Самостоятельную работу учащиеся сдают в конце урока.

IV. Домашнее задание: § 37, задание 5 стр. 113 (письменно в тетради, построить два графика на одной координатной оси). Используемый учебник «Начальный курс географии» Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Дрофа, Москва, 2008.

Источник

Урок географии по теме: «Температура воздуха»

Разделы: География

I. Приветствие учащихся

Учитель. Какую оболочку Земли мы начали изучать?

Ответ. Атмосферу.

Учитель. Что такое атмосфера?

Ответ. Газообразная или воздушная оболочка Земли.

Учитель. Какими качествами или показателями мы можем охарактеризовать воздух? (По ходу ответов учащихся учитель заполняет на доске схему).

На доске нарисована лестница из нескольких ступеней, на каждую ступень учитель помещает лист с написанной на нем проблемой. И проговаривает проблему.

Учитель. Сегодня мы с вами изучим только одну из характеристик – температуру воздуха. И за время урока поднимемся по лестнице знаний, решая следующие проблемы:

Учитель. Также научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

II. Запись темы урока в тетрадь

Учитель. Итак, решаем первую проблему.
Наблюдая за температурой и проводя ее измерения, люди заметили, что в течение дня температура воздуха меняется. Утром довольно холодно. К полудню воздух прогревается лучше, самая высокая температура воздуха после полудня. К вечеру становится прохладнее. Холоднее всего бывает перед восходом Солнца. Почему в течение дня температура воздуха меняется?

Заслушиваются мнения учащихся.

III. Демонстрация опыта

Учитель. Как вы думаете, под какими лучами фонаря будет теплее и почему?
А теперь давайте проследим, как движется солнце по небосклону в течение дня.

Учитель прикрепляет на доску три изображения Солнца в разном положении над горизонтом в течение дня. И демонстрирует изменение угла падения солнечных лучей в зависимости от времени суток.

Учитель. Сделайте, пожалуйста, вывод. От чего же зависит изменение температуры воздуха?

Ответ: температура воздуха в течение дня изменяется в результате изменения высоты Солнца над горизонтом и угла падения солнечных лучей.

Учитель. Мы успешно преодолели первую ступеньку знаний, давайте теперь решим вторую проблему. Но при одинаковом нагревании Земли поверхность океана и суши нагревается по разному. Днем температура воздуха над океаном холоднее, чем над сушей, а ночью наоборот теплее. Почему?

IV. Объяснение учителя

Учитель. Воздух прозрачен, он пропускает через себя солнечные лучи и не нагревается. Лучи ударяются о непрозрачную земную поверхность и нагревают ее, а уж от земной поверхности нагревается воздух. С одинаковой ли скоростью будет нагреваться вода и суша?
Вода нагревается медленно и остывает медленно.

Учитель. Сделайте вывод по данной проблеме.

Ответ: днем над поверхностью воды воздух будет прохладнее, а ночью теплее, чем над сушей.

Учитель. Температуру воздуха измеряют с помощью термометра (демонстрация термометра). Почему термометр нельзя устанавливать на солнце?
Термометр установленный на солнцепеке будет показывать, на сколько градусов нагрелся сам прибор, а не температура воздуха. Поэтому термометр устанавливают в тени. Наиболее точные температурные данные получают на метеорологических станциях, температуру наблюдают на высоте два метра от земной поверхности в специальной будке.
Давайте посмотрим, что представляет собой будка для измерения температуры воздуха на рисунке 68, стр.107 учебника. В неё легко проникает воздух, а солнечные лучи не попадают.

Читайте также:  Температура воды по месяцам мраморное море

Учитель. Итак, проблемы нами решены, но у меня возник вопрос. В прогнозе погоды по телевидению или радио нам называют только одно значение (цифру) температуры воздуха. Мы уже знаем, что температура в течение дня меняется, так какое же нам температурное значение называют (утреннее, дневное, вечернее или какое-то другое)?
Чтобы разобраться во всех хитростях подсчетов температуры воздуха метеорологами рассмотрим термометр и научимся высчитывать суточную амплитуду температуры воздуха и среднесуточную температуру воздуха.

Демонстрация прикрепленного к доске самодельного термометра для измерения температуры воздуха.

Учитель. Шкала термометра разбита делениями. Посередине стоит значение ноль. Выше 0 0 расположены деления с положительной температурой, а ниже 0 0 с отрицательной, поэтому положительную температуру воздуха называют высокой, а отрицательную – низкой.
Разница между самой высокой и низкой температурой воздуха называется суточной амплитудой температуры воздуха.

Запись определения понятия суточная амплитуда температуры воздуха в тетрадь.

Учитель. Давайте научимся определять суточную амплитуду температуры воздуха по следующим показаниям термометра:

Время Температура воздуха 6 часов

– 8 0 С 10 часов

– 7 0 С 14 часов

+1 0 С 18 часов

0 0 22 часа

Алгоритм определения суточной амплитуды температуры воздуха

Запись решения учащимися в тетрадь.

+1 0 С – (–8 0 С) = 9 0 С.

V. Работа в группах

Каждая группа учащихся получает задание определить суточную амплитуду температуры воздуха по предложенным температурным показателям.

Группа №1

Температура воздуха 6 часов

– 10 0 С. 10 часов

– 8 0 С. 13 часов

– 6 0 С. 19 часов

Группа №2

Температура воздуха 6 часов

– 1 0 С. 10 часов

0 0 С. 13 часов

+ 3 0 С. 19 часов

Группа №3

Температура воздуха 6 часов

– 5 0 С. 10 часов

– 2 0 С. 13 часов

0 0 С. 19 часов

Группа №4

Температура воздуха 6 часов

– 4 0 С. 10 часов

– 1 0 С. 13 часов

+ 1 0 С. 19 часов

Учитель. Чтобы сравнить температуру воздуха в разные дни или объявить её населению (какой-либо одной цифрой), необходимо высчитать среднесуточную температуру воздуха.

Алгоритм определения среднесуточной температуры воздуха

Время Температура воздуха 6 часов

– 8 0 С 10 часов

– 7 0 С 14 часов

+1 0 С 18 часов

0 0 22 часа

Запись решения учащимися в тетрадь

– 8 0 С + (– 7 0 С) + (– 4 0 С) = – 19 0 С.
0 + 1 0 С = + 1 0 С.
– 19 0 С + 1 0 С = – 18 0 С.
– 18 0 С : 5 = – 3,6 0 С.

Учитель. Округлим наши подсчеты и получим в ответе: среднесуточная температура воздуха равна – 4 0 С.
Пользуясь имеющимися у вас температурными показателями, определите среднесуточную температуру воздуха.

Учитель. А теперь пришло время проверить, чему вы научились за урок и выполнить контрольное задание.

VI. Закрепление полученных знаний

Каждая группа получает лист с вопросами теста, отвечая на который разгадывает зашифрованное слово.

Вопросы На метеорологической станции температуру воздуха измеряют от поверхности земли на высоте:

А) 3м.
Б) 2м.
В) 5м. Ночью температура воздуха над поверхностью моря:

Р) теплее;
С) холоднее;
Т) такая же, как и над сушей. Какая из приведенных значений температуры самая низкая:

А) – 47 0 С;
Б) – 2 0 С;
В) + 15 0 С. 7ч. +3 0 С.
13ч. +4 0 С.
19ч. + 8 0 С.

Суточная амплитуда температуры воздуха равна:

Читайте также:  Температура после операции миома

А) 11 0 С.
Б) 4 0 С.
В) 5 0 С.
Г) 7 0 С. Определите среднесуточную температуру воздуха

7ч. +3 0 С.
13ч. +4 0 С.
19ч. + 8 0 С.

О) + 5 0 С.
П) + 15 0 С.
Р) + 3 0 С

Ответы

Б

Р

А

В

О

Результаты ответов каждой группы (листы с ответами) учитель вывешивает на доску.

VII. Выставление оценок

Источник

Задачи по теме «Атмосфера», 6 кл
тренажёр по географии (6 класс) на тему

Задачи по теме Атмосфера 6 кл. ЗАДАЧНИК с ответами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Определение амплитуды колебания температуры.

Определение амплитуды колебания температуры.

Определение амплитуды колебания температуры

Т 1 = 7 º; Т2 = 23 º

Определение амплитуды колебания температуры

Т 1 = 3 º; Т2 = 6 º

Определите высоту горы, если температура воздуха у подножья +24º, а на вершине 0º.

У поверхности +12º. На сколько нужно подняться, чтобы температура опустилась до 0º?

Чему равна температура воздуха на вершине горы высотой 1500 м, если у ее подножия она +20º?

Какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте 10 500 м, если температура воздуха у земной поверхности +20°?

Какова температура воздуха на Памире, если в июле у подножия она составляет +36°? Высота Памира 6 км.

Будет ли покрыта снегом вершина горы высотой 3000 м, если среднегодовая температура ее подножья +20°?

Летчик поднялся на высоту 2 000 м. Каково атмосферное давление воздуха на этой высоте, если у поверхности Земли оно 750 мм рт. ст.?

Чему равно атмосферное давление на вершине холма высотой 210 м, если у его подножия оно составляет 758мм?

Шахта глубиной 200 м, на поверхности атмосферное давление 752 мм рт. ст. Найти давление на дне шахты.

Высота населенного пункта 2000 м над уровнем моря. Высчитайте атмосферное давление на данной высоте.

Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт. ст., а на вершине 720 мм рт. ст.

1) 765-720=45;2) 45: 10,5=429 м

На дне карьера барометр зафиксировал давление 780 мм рт. ст. у поверхности земли — 760 мм рт. ст. Найти глубину карьера.

У поверхности нормальное атмосферное давление. На какую высоту нужно подняться, чтобы атмосферное давление опустилось до 700 мм рт. ст.

Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 740 мм рт. ст., а на вершине 710 мм рт. ст.

Определи абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре + 20°С равна 50%.

При температуре + 20°С в воздухе может находиться 17 г воды, соответственно 50% от 17 г составляет 8,5 г

Определи абсолютную влажность воздуха, если относительная влажность при температуре + 30°С равна 50%.

Сколько граммов воды содержит воздух с относительной влажностью 30%, если его температура +10°?

1 м³ воздуха имеет температуру + 10°С и содержит 6 г воды. Является ли такой воздух насыщенным?

+ 10°С воздух может содержать 9 г воды. Следовательно до насыщения не хватает 3 г. Воздух не насыщенный.

Температура воздуха +10° С, абсолютная влажность 6 г/м³. При каких условиях произойдет насыщение воздуха водяным паром?

При понижении температуры.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаемый «Сборник задач по прикладной математике. (Физика)» содержит задачи и примеры по темам, которые предусмотрены в школьном курсе математики, применим как для учителя, так и для ученика.

Здесь представлено решение нескольких задач на моделирование и задач-оценок повышенного уровня сложности, которые рассматриваются, как правило, в конце изучаемого раздела.

Этот материал будет интересен молодым специалистам.

«Методические рекомендацииобучения учащихся решению задач с кратким ответом.Текстовые задачи».

В настоящей статье представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной школе. Уроки информатики проходили в компьютерном классе. Основное программное обеспечение у.

Доминирующей идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по математике является интенсивное развитие логического мышления, пространственного воображения, алг.

Источник

Поделиться с друзьями
Лечение простудных заболеваний
Adblock
detector